Музей Lawh Wa Qalam в Дохе: история М.Ф. Хусайна и его наследие
InLiber Редакционная команда
Редакционная команда #Мировые новости

Музей Lawh Wa Qalam в Дохе: история М.Ф. Хусайна и его наследие

Музей Lawh Wa Qalam в Дохе раскрывает путь М.Ф. Хусайна, объединяя индийские мотивы и ближневосточную тематику в одном пространстве.

На краю Дохы возведено новое тревожно стильное здание музея Lawh Wa Qalam (Лаух уа Калям), которое словно штрих пера лежит на горизонте. Оно отражает солнечный дневной свет меняя оттенки и тени на своей поверхности.

Здание кажется готовым рассказать свою историю, словно жаждет пригласить посетителей в мир художника. В видеоролике о Lawh Wa Qalam показывают фрагменты творческого наследия великого индийского мастера М.Ф. Хусайна (Maqbool Fida Husain), чья широкая творческая карьера и бурная биография привлекали внимание всего мира.

Музей носит имя мастера, который провёл последние годы жизни в Катаре и получил гражданство в 2010 году. Занимая площадь около 3 000 кв. м, он открылся для посетителей в рамках кампуса Образовательного города Катаровского фонда.

Во внутреннем пространстве экспозиции представлены более 150 работ и объектов — картины, скульптуры, фильмы, гобелены и фотографии — которые иллюстрируют широту и глубину творческого пути Хусайна и позволяют увидеть вдохновение мастера в последние годы жизни.

«Хусайн всегда мечтал, чтобы его музей ощущался как дом», — говорит куратор Ноф Мохаммед. «Мы хотим, чтобы посетители почувствовали его взгляд на мир — близко, игриво и вдумчиво».

Хусайн был художником с обширной дорогой по миру. Его лошади — мощные и динамичные изображения — остаются одними из самых популярных и узнаваемых в современном искусстве и продаются за миллионы долларов. Его стиль, отмеченный яркими контрастами и смелыми решениями, принес ему прозвище «Пикассо Индии».

Биография художника не обходилась без противоречий. Эротические изображения богинь индуистской мифологии вызывали возмущение у консервативных групп, что вынуждало Хусайна уходить в добровольную эмиграцию.

Хусайн позирует перед одной из своих работ в Лондонe, 2007 годФрагмент произведения М.Ф. Хусайна в экспозиции Lawh Wa Qalam

После непростых лет именно в Катара художник нашёл время для глубокой размышлённости и творческого обновления. «Здесь он был увлечён и вдохновлён арабской цивилизацией и культурой», — рассказывает юрист Yousef Ahmad, знакомый с Хусайном в последние годы. «Многие забывают, что часть его самых амбициозных проектов была задумана именно в Катаре».

Поэтому Lawh Wa Qalam не пытается быть обычной данью памяти художнику. Одной из главных достопримечательностей становится мультимедийный проект Seeroo fi al ardh (Путешествие по земле) — масштабный замысел, в котором цивилизация рассказывается через движение, звук и механическую хореографию, и который Хусайн намеревался завершить в последние годы жизни.

Интерьер музея также черпает вдохновение из дремавшего эскиза 2008 года художника, изображавшего две скульптурные массы — ярко-серое здание и цилиндрическая башня — соединённые между собой.

Вид на белую цилиндрическую башню и голубые плитки Lawh Wa Qalam с дальнего расстояния

Архитектор Мартанд Кхосла, работавший над проектом совместно с Фондом Катара, вспоминает, как ему пришлось работать по единственному эскизу художника — и как много пришлось придумать, чтобы превратить замысел в рабочий музей. «Эскиз не задаёт масштаба, он выражает намерение. Преобразовать его в реальный музей было другой историей», — говорит он INLIBER.

«Не как чертёж, а как философская отправная точка — что должно оставаться буквальным, а что — образным», — добавляет Кхосла. Результатом стала запутанная, но увлекательная планировка, приглашающая гостей бродить по залам и рассматривать каждую линию и тень, словно продолжение мазка кисти Хусайна.

«Мы надеемся, что музей станет местом открытий так же, как и сами фрески Хусайна — с каждым визитом открывается новая грань опыта», — говорит архитектор.

Светильник отражается на синей плитке и лестнице Lawh Wa Qalam

Каждая галерея начинается с цитаты Хусайна, приглашая к размышлениям. Широкие коридоры ведут к экспозициям живописи, скульптуры и повседневных предметов — например старого индийского паспорта — которые рассказывают о художнике как о мыслителе, режиссёре и путешественнике, который всегда тянулся к Индии.

Не удивительно, что любимые лошади художника занимают центральное место в музее. «Мы собрали устные истории от людей, которые знали Хусайна — водителя, сотрудников, друзей — чтобы передать его личность за пределами публичной легенды», — поясняет Нооф Мохаммед.

Юсуф Ахмед отмечает, что интерактивные форматы музея позволяют понять художника за пределами скандальных историй и мифов. Многие помнят его как босоногое, эксцентричное существо с густыми седыми волосами и пристрастием к спору, но по сути он был гениальным рассказчиком, увлечённым мифами, современностью и памятью.

Галерея Lawh Wa Qalam с картинами М.Ф. ХусайнаКартина М.Ф. Хусайна Битва Бадара

Особый раздел творческого пути Хусайна в газовом залоге Катара — его интерес к исламской культуре и арабской истории. В 2008 году он принял крупную заказ от супруги Шейха Мосы бинт Нассер, председателя Qatar Foundation, и создал серию работ, посвящённых арабской цивилизации. Художник создавал произведения, используя богатую, теплую палитру, где изображал исламских астрономов, философов и паломников пустыни в динамичных линиях, характерных для его индийских картин, но с более земными, охристыми оттенками, отражающими ландшафт Персидского залива.

«Одной из работ стала Битва при Бадре — впечатляющий пример того, как движение и цвет переплетаются в его творчестве, соединяя исторические и духовные нарративы в уникальном стиле», — отмечает Ноф Мохаммед. В аттике было запланировано создание 99 произведений, однако Хусайн успел завершить лишь 35 из них. Сейчас музей планирует их периодическую подборку, чтобы по мере времени демонстрировать весь спектр творчества мастера.

Вместо того чтобы держать эти работы отдельно от индийских картин, музей стремится показать их как взаимодополняющие пласты наследия М.Ф. Хусайна, создавая новую художественную рамку для его взглядов на мир. По словам архитектора и кураторов, многое в характеристиках Хусайна объясняет его способность сочетать разные культуры и эпохи, что делает проект по-настоящему богатым и многослойным.

Экспертное замечание: По словам юриста Ахмеда, музей позволяет увидеть за пределами скандалов и рассказывает о мастере как о художнике-мыслителе с интересом к мифам и памяти.

Короткое резюме: Lawh Wa Qalam в Дохе представляет новые перспективы на наследие М.Ф. Хусайна, объединяя индийские и арабские мотивы. Архитектурный замысел, вдохновлённый эскизом художника, создает лабиринт впечатлений и стимулов к изучению. Экспозиции дополняются рассказами людей, близких к мастеру, что позволяет увидеть личность художника помимо полемики вокруг его работ. Планируется ротация собрания, чтобы постепенно показать весь диапазон творческой карьеры Хусайна.

Ключевая мысль: музей Lawh Wa Qalam переосмысливает наследие М.Ф. Хусайна, объединяя индийские и ближневосточные контексты и предлагая новый взгляд на мировое влияние художника. Источник: BBC
0
1

InLiber — глобальный информационный портал, оперативно публикующий точные и достоверные новости со всего мира.

Мы освещаем актуальные события в области технологий, политики, здравоохранения, спорта, культуры, экономики и других сфер. Удобный интерфейс, проверенные источники и глубокий контент делают InLiber надежным проводником в мире информации для всех интернет-пользователей.