Интенсивное солнечное излучение может повлиять на управление полетом Airbus: массовые обновления ПО и частая замена оборудования
InLiber Редакционная команда
Редакционная команда #Экономика

Интенсивное солнечное излучение может повлиять на управление полетом Airbus: массовые обновления ПО и частая замена оборудования

Эйрбас сообщил о риске из-за солнечного излучения, которое может повредить вычислители полетных систем. Требуются срочные обновления ПО и замена некоторых компьютеров на тысячах самолётов.

В преддверии отпускного сезона авиационный сектор столкнулся с редкой и масштабной проблемой: интенсивное солнечное излучение может влиять на работу вычислительных модулей систем управления полетом на лайнерах Airbus. В результате около шести тысяч самолётов семейства A320 и близких моделей оказались выведены из эксплуатации для выполнения обновления ПО или замены компонентов.

По данным регуляторов, около 5 100 воздушных судов можно привести в безопасное состояние с помощью относительно простого обновления программного обеспечения, обычно занявшего около трёх часов. Около 900 самолётов старших версий требуют физической замены бортовых вычислителей и, по всей видимости, не будут возвращаться в полёты до завершения работ. Ряд авиакомпаний уже сообщил об обновлениях, завершённых незадолго до выходных, что позволило продолжать часть рейсов.

Особо затронутыми оказались авиаперевозчики по всему миру. Wizz Air подтвердил, что обновление было проведено ночью на всех поражённых A320, и запланированные рейсы на субботу выполнялись по расписанию. Но у других фирм остаются сотни самолётов, которым необходима замена оборудования на месте, что может вызвать перебои в расписании над полётами.

Почему возникла проблема

Эта история началась после расследования инцидента в октябре, когда самолёт на маршруте США — Мексика внезапно снизил высоту. Airbus понизил риск после анализа данных и отметил, что подобная ситуация случилась впервые. Поскольку A320 и близкие родственники используют «fly-by-wire» систему, где управление полетом обрабатывается компьютером, сбой в данных может привести к нештатным отклонениям без прямого физического контроля приборов.

Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) выпустило экстрированное предписание, требующее устранения проблемы до возвращения самолётов к пассажирским рейсам. Разрешается осуществлять двухнаправленные «фери‑рейсы» без пассажиров, чтобы добраться до сервисного центра и провести необходимые работы.

Глобальные последствия и отклик регуляторов

Со страной к стране ситуация развивалась по-разному. В Великобритании авиационные власти предупредили об ожидаемых задержках и отменах, при этом из аэропортов Люксембурга и Лондона приходят сведения о незначительных перебоях. Британская авиакомпания British Airways и индийская Air India не сообщали о серьёзном влиянии на расписание. В то же время в Париже авиаперевозчики столкнулись с задержками и отменами нескольких рейсов из-za проблемы с обновлением ПО в части парка.

В США во время длинного уикэнда на День благодарения большая часть обновлений планировалась на пятницу и субботу: American Airlines заявила о 340 самолётах подверженных обновлению и ожидаемых задержках, Delta сообщил о минимальном влиянии на операции. В Австралии бюджетная авиакомпания Jetstar приостановила около 90 рейсов, хотя большинство самолётов уже прошло обновление.

Что говорят эксперты

Салли Гетин, аналитик по авиационной отрасли, отметила INLIBER News, что подобная ситуация — редкость и её масштабы зависят от того, как авиакомпании применяют обновления: «действия разных перевозчиков могут приводить к разной интенсивности перебоев у пассажиров».

Tim Johnson, директор по политике в Британской гражданской авиационной администрации, подчеркнул, что в целом авиация остаётся одной из самых безопасных форм передвижения благодаря строгим программам техобслуживания и профилактики. Он также уточнил: массовая приостановка полётов — крайне редкое явление.

Ключевые выводы

  • Проблема затронула множество самолётов семейства A320 и соседних моделей; решение зависит от возраста фюзеляжа и типа вычислителя.
  • Около 5 100 машин можно обновить ПО в рамках нескольких часов; около 900 требуют замены оборудования.
  • Регуляторы требуют полного устранения дефекта для возвращения лайнеров к пассажирским полётам; часть рейсов может быть временно отменена или задержана.
  • Власти подчёркивают, что безопасность авиации остаётся на высоком уровне благодаря строгим протоколам обслуживания.
  • Влияние на расписания авиакомпаний будет зависеть от скорости обновления и доступности запасных частей.

Комментарий эксперта

«Оценки задержек зависят от оперативной реакции авиакомпаний и согласованности обновлений на парковке. При этом риск остаётся ограниченным и управляемым благодаря существующим процедурами», — отмечает эксперт INLIBER News.

Краткое резюме

Проблема с солнечным излучением выявлена у воздушных судов Airbus и требует массового обновления ПО либо замены бортовых компьютеров. Вариант обновления на большинстве самолётов занимает всего несколько часов, но часть парка нуждается в более длительном обслуживании. Регуляторы подчёркивают, что безопасность полётов остаётся приоритетом, а влияние на расписание сильно зависит от скорости выполнения работ.

Ключ к пониманию: интенсивное солнечное излучение может повредить данные систем управления полетом на Airbus, что потребовало быстрых обновлений ПО и в отдельных случаях замены оборудования. Источник
0
16

InLiber — глобальный информационный портал, оперативно публикующий точные и достоверные новости со всего мира.

Мы освещаем актуальные события в области технологий, политики, здравоохранения, спорта, культуры, экономики и других сфер. Удобный интерфейс, проверенные источники и глубокий контент делают InLiber надежным проводником в мире информации для всех интернет-пользователей.