«Этерна»: Российское фэнтези, которое вызывает больше вопросов, чем восторгов
Российский сериал «Этерна» обещал стать масштабным фэнтези с глубоким сюжетом, но первая часть оставляет впечатление запутанности и недостатка визуального драйва. Разбираемся, почему проект не оправдывает ожиданий поклонников жанра.
С первых минут просмотра российский сериал «Этерна» вызывает ощущение хаоса, а визуальное оформление не захватывает внимание.
20 января на платформе «КиноПоиск» состоялась премьера «Этерны: Первая часть» — полнометражного эпизода, который должен положить начало масштабной саге. Сюжет основан на серии книг Веры Камши «Отблески Этерны», издаваемых с 2004 года.
Проект позиционируется как российский ответ на «Игру престолов»: это масштабное фэнтези об альтернативном мире, наполненном политическими интригами. Однако после просмотра первая серия оставляет больше вопросов, чем ответов. Создатели попытались уместить множество событий и персонажей в одном фильме, что превратило повествование в набор разрозненных сцен с запутанными намеками.
Перегруженный поток информации
Действие разворачивается в мире Кэртиана, в королевстве Талиг. Ранее здесь правила династия Раканов, но власть захватили Оллары. Наследный принц Альдо (Анар Халилов), находящийся в изгнании, стремится вернуть трон при поддержке верного друга Робера Эпинэ (Павел Крайнов). Им предстоит столкнуться с коварным Рокэ Алвой (Юрий Чурсин), который когда-то подавил восстания и поддерживает власть Олларов.
Параллельно молодой Ричард Окделл (Денис Нурулин), сын одного из мятежников, поступает в школу для дворян, где готовят оруженосцев. Там он намерен приблизиться к высшему обществу и отомстить Алве, убившему его отца на дуэли.
Это лишь малая часть персонажей и событий, которые развиваются всего за 1 час 20 минут. В начале фильма за две минуты рассказывается вся предыстория мира Кэртиана: его создание, мятежи, смена власти, а также четыре главных рода, вокруг которых строится сюжет.
Примерно к середине просмотра возникает ощущение, будто вы включили 134-й эпизод сериала, где кратко пересказывают пять сезонов предыдущих событий, а затем звучит бесконечный поток новых имен и титулов. В «Этерне» все названия и имена непривычны для русского уха, что усложняет восприятие. При этом некоторые персонажи появляются всего на пару минут и исчезают, не влияя на развитие сюжета. За десять минут до финала вводится мистический элемент, который, вероятно, обретет значение в следующих частях.
Если бы сериал выходил по традиционной схеме — еженедельно или ежемесячно, такая плотность информации была бы оправдана. Но для полнометражного фильма без предыстории «Этерна» кажется слишком запутанной. К тому же ожидание продолжения в течение года выглядит странным.
Поклонники недавно видели нечто похожее в фильме Дени Вильнёва «Дюна». Но там у проекта была большая армия фанатов оригинальной книги и популярных актеров. У «Этерны» же аудитория заметно уже.
Наш совет зрителям — пересмотрите вступительные титры в середине просмотра, чтобы лучше усвоить информацию. Иначе можно почувствовать себя участником запутанной игры с непонятными фразами.
Сборник узнаваемых мотивов
«Этерна» часто сравнивается с «Игрой престолов», что неудивительно после завершения легендарной саги. Однако эти сравнения некорректны, поскольку сериал сложно назвать самостоятельным и цельным проектом. Складывается впечатление, что авторы собрали знакомые элементы из разных популярных историй и попытались слепить из них новый сюжет.
Такой подход может быть успешным — примером служит Джордж Лукас, который в 1970-х создал «Звёздные войны», вдохновляясь самурайскими фильмами, вестернами и «Дюной» Герберта. Но в «Этерне» отдельные части плохо сочетаются между собой.

Основу сюжета действительно составляют враждующие провинции, борьба за власть и несколько родов с собственными символами и девизами — напоминающими дома из «Игры престолов». Визуально же мир «Этерны» напоминает эпоху мушкетёров XVI–XVII веков, что заметно по одежде, шляпам и оружию. В качестве подтверждения к финалу появляется актер Вениамин Смехов — своего рода «вечный Атос».
Костюмы заслуживают похвалы за достоверность и интересный дизайн (одобрение выразил историк Клим Жуков), а оружие и доспехи созданы вручную.

Сцены обучения дворян напоминают смешение «Гардемаринов» и «Гарри Поттера»: герои даже играют в упрощённый квиддич, а сигналы подаёт горн, словно из трейлера фильма Кристофера Нолана. Поиск отсылок к другим произведениям становится одним из самых увлекательных моментов просмотра.
Однако из-за быстрого темпа каждая сюжетная линия раскрывается поверхностно: за 20 минут обучения Ричард находит друзей, сталкивается с врагами, переживает травлю и видит призраков — половина приключений напоминает «Гарри Поттера» в сжатом виде.
Ограниченный бюджет и постановка
Еще одна причина, по которой «Этерну» не стоит сравнивать с «Игрой престолов», — это скромность съемочного бюджета. Трейлер, выпущенный полтора года назад, показывал масштабные сражения и боевые сцены, но в финальной версии фильма осталась лишь одна, менее эффектная сцена боя.
У сериала действительно скромный визуальный ряд: большая часть действия происходит в павильонах Ленфильма, где герои ходят или сидят, ведя диалоги. Съемка преимущественно ведется традиционным методом «восьмерки», последовательно переключая камеры за спинами персонажей.

Хореография боевых сцен также оставляет желать лучшего: единственная настоящая дуэль длится около 20 секунд, а тренировка быстро перерастает в массовую потасовку. Лишь герой Халилова демонстрирует акробатические трюки, напоминающие упражнения Пола Атрейдеса в «Дюне», но это скорее развлечение, чем серьезный боевой эпизод.
Качество спецэффектов пока трудно оценить, так как пресс-копии представляют предварительную версию с недоработанным цветом и звуком. Однако уже сейчас очевидно, что масштабных видов и эффектных постановок ждать не стоит.

Каждая из перечисленных проблем по отдельности не делает сериал провальным. Например, в «Ведьмаке» тоже были сложные сюжетные линии, в «Пространстве» бюджет ограничивал спецэффекты, а «Первому игроку приготовиться» строился на отсылках. Но в совокупности эти факторы превращают «Этерну» в запутанное и несбалансированное произведение, лишённое продолжения. Для одного фильма это слишком много недостатков.
Siz Ilhomlantiruvchi kinolar va seriallar bo'yicha foydali maqolalarni 05-02-2022 sanasida topdingiz. Maqola sarlavhasi: " «Этерна»: Российское фэнтези, которое вызывает больше вопросов, чем восторгов " sizga Ilhomlantiruvchi kinolar va seriallar sohasidagi chuqur tahlil va amaliy maslahatlarni beradi. Har bir maqola ekspertlar tomonidan tayyorlangan va foydalanuvchiga maksimal foyda berishga yo'naltirilgan.
«Этерна»: Российское фэнтези, которое вызывает больше вопросов, чем восторгов maqolasi sizga Ilhomlantiruvchi kinolar va seriallar bo'yicha bilimlaringizni kengaytirish, yangiliklardan xabardor bo'lish va to'g'ri qarorlar qabul qilish imkonini beradi. Har bir maqola unikal kontent asosida yozilgan.


