Психологические схемы: как наш мозг упрощает восприятие мира
Кендра Черри
Кендра Черри 1 год назад
Автор, специалист по психосоциальной реабилитации, педагог #Психологические теории
0
6.1K

Психологические схемы: как наш мозг упрощает восприятие мира

Узнайте, что такое психологическая схема, как она помогает организовывать и интерпретировать информацию, а также примеры и влияние на обучение и восприятие.

Как наш мозг использует упрощения для обработки информации

В психологии схема — это когнитивная структура, которая помогает систематизировать и интерпретировать окружающий мир. Проще говоря, схема — это шаблон мышления и поведения, который мы применяем для понимания происходящего вокруг.

Схемы позволяют нам быстро ориентироваться в огромном потоке информации, используя ментальные сокращения. В этой статье мы рассмотрим, что такое схемы, их виды, влияние на восприятие и обучение, а также основные трудности, связанные с их использованием.

Общее представление о схемах

Термин «схема» может ассоциироваться с базами данных, где он обозначает структуру хранения данных. В психологии же схема — это способ организации информации в нашем сознании.

Схемы — это ментальные модели, хранящиеся в долговременной памяти, которые формируются на основе нашего опыта и воспоминаний.

Однако эти ментальные структуры могут ограничивать восприятие, заставляя нас игнорировать важные данные, которые не соответствуют нашим убеждениям. Это может приводить к стереотипам и затруднять усвоение новой информации.

История понятия схемы

Понятие схемы впервые ввёл британский психолог Фредерик Бартлетт в рамках своей теории обучения. Он считал, что наше понимание мира строится на сети абстрактных ментальных структур.

Термин «схема» популяризировал Жан Пиаже, который в своей теории когнитивного развития описал, как дети проходят стадии интеллектуального роста, формируя и изменяя схемы.

По Пиаже, схема — это одновременно категория знаний и процесс их усвоения. Люди постоянно адаптируются к окружению, обновляя свои схемы на основе новых данных.

С новыми опытами появляются новые схемы, а старые модифицируются.

Примеры схем

Для лучшего понимания рассмотрим пример: ребёнок формирует схему лошади — большое животное с шерстью, четырьмя ногами и хвостом. При встрече с коровой он может назвать её лошадью, так как она соответствует его схеме.

Когда ребёнку объясняют, что это другое животное — корова, он корректирует схему лошади и создаёт новую схему для коровы.

Если ребёнок впервые видит миниатюрную лошадь и путает её с собакой, родители объясняют, что это маленькая лошадь, и схема лошади расширяется, включив в себя животных разных размеров.

Таким образом, схемы изменяются и дополняются с приобретением нового опыта.

Виды схем

Виды схем
Verywell / Эмили Робертс

Хотя Пиаже сосредоточился на детском развитии, схемы формируются и меняются на протяжении всей жизни. Схемы объектов — лишь один вид; существуют схемы людей, мест, событий и отношений.

Например, у большинства людей есть схема автомобиля с подкатегориями: компакт, седан, спорткар.

Основные типы схем:

  • Схемы личности — информация о конкретных людях, их внешности, поведении и предпочтениях.
  • Социальные схемы — знания о поведении в определённых социальных ситуациях.
  • Схемы себя — представления о собственных качествах, текущих и идеальных.
  • Схемы событий — шаблоны поведения для определённых ситуаций, своего рода сценарии действий.

Как меняются схемы

Схемы изменяются через процессы ассимиляции и аккомодации:

  • Ассимиляция — включение новой информации в уже существующие схемы.
  • Аккомодация — изменение или создание новых схем на основе новых данных и опыта.

В детстве схемы легче поддаются изменениям, но с возрастом они становятся более устойчивыми и сложными для корректировки. Часто люди меняют схемы лишь при постоянном поступлении противоречащих данных.

Влияние схем на обучение

Схемы влияют на процесс обучения следующим образом:

  • Определяют, на что мы обращаем внимание — мы замечаем информацию, соответствующую нашим схемам.
  • Ускоряют усвоение знаний, если новая информация вписывается в существующие схемы.
  • Упрощают восприятие, классифицируя и структурируя новые данные.
  • Позволяют быстро реагировать на изменения, автоматически обрабатывая поступающую информацию.
  • Могут искажать восприятие, подгоняя новые данные под уже существующие схемы.
  • Трудно поддаются изменениям, даже при наличии противоречивых фактов.

Проблемы, связанные с использованием схем

Хотя схемы обычно облегчают обучение, они могут мешать восприятию новой информации. Например, предубеждения — это схемы, которые ограничивают объективное восприятие мира и препятствуют усвоению новых знаний.

Такие схемы заставляют людей искать оправдания своим убеждениям, игнорируя факты, которые им противоречат.

Это особенно заметно в гендерных стереотипах. У каждого есть схема, что считается мужским и женским в их культуре, что формирует ожидания и роли.

В одном исследовании детям показывали изображения, соответствующие или не соответствующие гендерным стереотипам. Дети с сильными стереотипами часто меняли пол персонажей на более привычный им, например, воспринимали мужчину, моющего посуду, как женщину.

Теория гендерных схем и культурные роли

Основные выводы

Теория когнитивного развития Пиаже дала важное понимание того, как дети учатся и развиваются. Через адаптацию, аккомодацию и уравновешивание мы строим и трансформируем схемы, которые формируют наше восприятие мира.

Читайте также:

  • Психология
  • Теории

Источники

  1. Baldwin MW. Relational schemas and the processing of social information. Psychol Bull. 1992;112(3):461-484. doi:10.1037/0033-2909.112.3.461
  2. Padesky CA. Schema change processes in cognitive therapy. Clin Psychol Psychother. 1994;1:267–278. doi:10.1002/cpp.5640010502
  3. Aosved AC, Long PJ, Voller EK. Measuring sexism, racism, sexual prejudice, ageism, classism, and religious intolerance: The Intolerant Schema Measure. J Appl Soc Psychol. 2009;39(10):2321-2354. doi:10.1111/j.1559-1816.2009.00528.x
  4. Bauer PJ. Memory for gender-consistent and gender-inconsistent event sequences by twenty-five-month-old children. Child Dev. 1993;64(1):285-297.

Дополнительная литература

  • Levine LE, Munsch J. Child development; an active learning approach.
  • Lindon J, Brodie K. Understanding child development: 0-8 Years.
Кендра Черри

Автор: Кендра Черри, MSEd
Кендра Черри — специалист по психосоциальной реабилитации, преподаватель психологии и автор книги «Все о психологии».

Ознакомьтесь с последними новостями и актуальными событиями в категории Психологические теории на дату 18-05-2024. Статья под заголовком "Психологические схемы: как наш мозг упрощает восприятие мира" предоставляет наиболее релевантную и достоверную информацию в области Психологические теории. Каждая новость тщательно проанализирована, чтобы дать ценную информацию нашим читателям.

Информация в статье " Психологические схемы: как наш мозг упрощает восприятие мира " поможет вам принимать более обоснованные решения в категории Психологические теории. Наши новости регулярно обновляются и соответствуют журналистским стандартам.

0
6.1K

InLiber — глобальный информационный портал, оперативно публикующий точные и достоверные новости со всего мира.

Мы освещаем актуальные события в области технологий, политики, здравоохранения, спорта, культуры, экономики и других сфер. Удобный интерфейс, проверенные источники и глубокий контент делают InLiber надежным проводником в мире информации для всех интернет-пользователей.