Психология интерференции: как память мешает воспоминаниям
Узнайте о теории интерференции в психологии, которая объясняет, почему похожие воспоминания конкурируют между собой, затрудняя точное запоминание событий. Рассмотрены два основных типа интерференции с примерами.
Что такое интерференция, её виды и примеры
Интерференция — это теория, объясняющая причины забывания в долговременной памяти. Она описывает феномен, когда одни воспоминания мешают извлечению других.
В этой статье подробно рассматривается развитие теории интерференции и её связь с теорией распада памяти. Мы обсудим два основных вида интерференции в психологии: проактивную и ретроактивную, а также приведём примеры каждого из них.
Что такое интерференция
Интерференция возникает, когда одна информация затрудняет воспоминание похожей. Похожие воспоминания конкурируют, что приводит к трудностям в извлечении или полному забыванию некоторых из них. В результате некоторые долговременные воспоминания не переходят в кратковременную память.
Иногда можно перепутать воспоминания о разных событиях, особенно если они очень похожи. Например, при попытке вспомнить, что вы ели на завтрак в прошлый понедельник, может возникнуть путаница из-за множества похожих воспоминаний о других приёмах пищи.
В долговременной памяти хранится множество похожих воспоминаний, что усложняет извлечение конкретного события в кратковременную память.
История теории интерференции
Учёные давно стремятся понять, как работает память и почему мы забываем. Теория интерференции — одна из важных гипотез, подтверждённая рядом исследований.
В одном из первых экспериментов Джон А. Бергстром просил участников сортировать карты в две стопки. Изменение расположения второй стопки замедляло выполнение задания, что указывало на то, что изучение правил первого задания мешало запомнить правила второго.
В 1900 году Мюллер и Пильцеккер обнаружили, что люди хуже вспоминают бессмысленные слоги, если между изучением и повторением проходит менее 10 минут. Они ввели понятие «консолидации» — процесса стабилизации новых воспоминаний во времени.
Что такое консолидация памяти?
Теория распада
В конце 1950-х психолог Бентон Дж. Андервуд проанализировал кривую забывания Эббингауза и пришёл к выводу, что забывание зависит не только от времени, но и от ранее изученной информации.
Теория распада утверждает, что воспоминания со временем ослабевают, что ведёт к забыванию. Однако на воспоминания также влияют другие факторы, например, новые события, происходящие между запоминанием и воспроизведением.
В повседневной жизни между формированием и воспоминанием памяти происходит множество событий, которые могут влиять на память. В лаборатории учёные могут контролировать эти факторы, но в реальной жизни они значительно усложняют процесс запоминания.
Из-за этого трудно определить, вызвано ли забывание временем или вмешательством новых воспоминаний. Исследования показывают, что интерферирующие воспоминания — одна из причин забывания.
Два основных типа интерференции
Существуют два вида интерференции: проактивная и ретроактивная.
Проактивная интерференция
- Старые воспоминания мешают запомнить новые.
Проактивная интерференция возникает, когда ранее запомненная информация затрудняет запоминание новой. Старые воспоминания обычно лучше закреплены, поэтому их легче вспомнить, чем новые.
Например, при переезде в новый дом человек может случайно записывать старый адрес в документах, так как старое воспоминание мешает запомнить новый адрес.
Ретроактивная интерференция
- Новые воспоминания мешают вспомнить старые.
Ретроактивная интерференция — это когда новые знания затрудняют воспоминание ранее изученного. Например, музыкант, выучив новый музыкальный фрагмент, может испытывать трудности с воспоминанием старой композиции.
Исследования показывают, что около 70% информации забывается в течение 24 часов после изучения.
Для уменьшения влияния ретроактивной интерференции эффективна стратегия переучивания — повторение материала сверх необходимого уровня, что способствует лучшему закреплению в долговременной памяти.
Примеры интерференции
Интерференция проявляется в повседневной жизни. Например, студент, готовящийся к экзамену по психологии, может испытывать трудности с воспоминанием материала из-за множества других событий и новой информации, усвоенной между изучением и экзаменом.
Если новая информация похожа на ранее изученную, студент может путать факты или забывать детали.
Другие примеры:
- При смене номера телефона человек часто называет старый номер, так как он мешает запомнить новый.
- Человек, запоминая список покупок, может забыть его из-за чтения нового рецепта с похожими ингредиентами.
- Студенты обычно лучше вспоминают материал, изученный непосредственно перед экзаменом, чем более ранние темы.
- Изучающий новый язык может ошибаться, применяя правила родного языка, что мешает освоить новые грамматические конструкции.
- Учитель может путать имена новых учеников с именами прошлых классов.
Исследования интерференции
Эффекты интерференции демонстрируются в экспериментах, где увеличивается сходство между изучаемыми материалами.
Например, участникам сначала показывают одну информацию, а затем другую. Чем больше сходства между ними, тем сильнее проявляется интерференция и хуже запоминается первоначальный материал.
Ранние исследования
В одном из первых экспериментов участникам предлагали запомнить список из двухсложных прилагательных, а затем один из пяти различных списков, которые были либо похожи (синонимы, антонимы), либо совершенно разные (бессмысленные слоги). Результаты показали, что чем больше различий между списками, тем лучше запоминание, а сходство усиливало интерференцию.
Современные исследования
В исследовании 2018 года изучалось влияние ретроактивной интерференции на обучение и консолидацию памяти. Участники выполняли второе задание с интерференцией через 3 или 9 минут после первого. Интерференция снижала память до 20%, особенно у «быстрых» учащихся.
Интерференция играет важную роль в обучении: ранее изученный материал влияет на новое, а новые знания могут мешать воспоминанию старого. Эффекты ретроактивной интерференции сильнее выражены у детей и уменьшаются с возрастом.
Практическое применение теории интерференции
Теория интерференции имеет множество практических применений. Чтобы улучшить память и снизить влияние интерференции, рекомендуется делать материал уникальным и запоминающимся.
Создание мнемонических приёмов, песен или рифм помогает выделить информацию и облегчить её запоминание. Регулярные повторения и переучивание способствуют устойчивости памяти и уменьшают влияние новых интерферирующих данных.
Выводы
Интерференция — важный фактор, объясняющий забывание. Конкуренция между похожими воспоминания усложняет воспроизведение как старых, так и новых знаний, что влияет на процесс обучения.
Лабораторные исследования подтверждают влияние интерференции, однако в реальной жизни оценить её роль сложнее из-за множества факторов.
Читайте также:
- Психология
- Теории памяти
Источники и дополнительная литература доступны по запросу.

Автор: Кендра Черри, специалист по психосоциальной реабилитации, преподаватель психологии и автор книги "Все о психологии".
Откройте для себя интересные темы и аналитические материалы в категории Психологические теории на дату 07-11-2023. Статья под заголовком "Психология интерференции: как память мешает воспоминаниям" предоставляет новые идеи и практические рекомендации в области Психологические теории. Каждая тема тщательно проанализирована, чтобы дать читателям полезную информацию.
Тема " Психология интерференции: как память мешает воспоминаниям " помогает принимать более разумные решения в категории Психологические теории. Все темы на нашем сайте уникальны и предлагают ценную информацию для аудитории.


