3D-печать в судостроении: как Нидерланды превращают лодки в будущее морской индустрии
InLiber Редакционная команда
Редакционная команда #Экономика

3D-печать в судостроении: как Нидерланды превращают лодки в будущее морской индустрии

Нидерландские CEAD и Raw Idea развивают 3D-печать для судостроения: новые композитные материалы, быстрая сборка и аренда лодок и катеров, обещающие снижение затрат.

В Нидерландах стартапы и фабрики осваивают 3D-печать в судостроении, обещая быстрое и экономичное производство лодок и катеров. CEAD из Делфта демонстрирует, как аддитивное производство может менять морскую индустрию, сочетая новые технологии и давние традиции.

Соучредитель CEAD Маартен Логтенберг говорит, что после двух лет экспериментов найдены оптимальные сочетания термопласта и стекловолокна, устойчивые к ультрафиолету и морской грязи. Это, по его словам, идеальная основа для 3D печати корпуса судна.

Традиционное судостроение требует форм и большого объема ручного труда, но в аддитивном производстве работа закладывается на этапе дизайна и в самой печати. Принцип прост — слой за слоем материал собирается в единое целое и последующая обработка минимальна.

За год в Marine Application Centre в Делфте CEAD построила прототип 12-метрового быстрого катера для Королевского флота Нидерландов. По словам Логтенберга, военная программа обычно долгая и дорогая, тогда как здесь процесс занял шесть недель, и модель можно повторить или переработать.

Еще одно направление — беспилотные суда. CEAD сотрудничает с НАТО, где на месте за считанные часы создавались беспилотники по оперативным требованиям. Возможность переносить печать ближе к заказчику делает процесс гибким. Неважно шесть или двенадцать метров — печать обрабатывает материалы, а перевозка готового корпуса сокращается.

Matthew Kenyon Maarten Logtenberg stands next to the black, upturned hull of a boat in his factory.Raw Idea A blue speed boat on a lake with a man in sunglasses at the wheel and a woman at the front.

Недалеко от CEAD, в порту Роттердаме компания Raw Idea и их бренд Tanaruz работают над тем же направлением в сегменте развлечений, особенно аренды лодок.

Управляющая Joyce Pont отмечает, что потребители осторожны из-за новизны, но аренда пользуется спросом. Она добавляет, что используется сочетание стекловолокна и переработанного пластика из бытовых бутылок. Стоимость пока сопоставима с традиционными лодками, потому что переработанные материалы дороже. Но масштаб и гибкость снизят затраты в будущем. Pont уверена, что через пять лет 3D печатные лодки займут рынок скоростных лодок и аренды.

Регуляторы в Европе адаптируют нормы под новые материалы и методы, сотрудничая с производителями в реальном времени, чтобы сертифицировать суда, созданные при помощи печати.

3D печать часто называли прорывом, но результаты не всегда соответствовали ожиданиям. По словам Логтенберга, технология имеет множество применений, но в судостроении она действительно приносит пользу, особенно в прототипировании и небольших сериях.

По его мнению, сборка 12-метровой лодки может занять больше времени до полного перехода к печати корпуса, но материалы на основе термопластов улучшаются, а технологии печати развиваются. В ближайшее десятилетие ожидается рост в малом и среднем бизнесе и локальные производственные цепи.

Так 3D печать набирает обороты в судостроении, предлагая гибкость и экономию, однако массовый переход на печатанные корпуса больших судов остается перспективой, требующей дополнительных исследований и регуляторной поддержки.

Ключевые выводы

  • 3D печать позволяет быстро выпускать лодки и снижает трудозатраты
  • CEAD демонстрирует прототипы рядом с Делфтом и в проектах для флота
  • Беспилотные суда и локальное производство становятся реальностью благодаря крупноформатным принтерам
  • Европейские регуляторы адаптируют правила под новые материалы и методы
  • Переработанные материалы пока дороже, но экономия придет с масштабированием
Эксперт: 3D печать действительно сокращает сроки и стоимость выпуска лодок; однако полный переход на печатанные суда потребует дальнейшей сертификации и отраслевых стандартов. Гибкость производства открывает новые возможности для малого и среднего бизнеса.

Подводя итог, можно сказать, что 3D печать уже меняет подход к судостроению, позволяя тестировать идеи на ранних стадиях и быстро адаптироваться к спросу клиентов. Однако массовый выпуск больших корпусов остается вызовом и требует дополнительной регуляторной поддержки и исследований. Нидерландские проекты CEAD и Raw Idea демонстрируют реальный прогресс и задают дорожную карту для отрасли.

Ключевая мысль: 3D печать становится реальным инструментом в судостроении, особенно для малых и средних проектов и беспилотных судов. Источник: BBC.
0
12

InLiber — глобальный информационный портал, оперативно публикующий точные и достоверные новости со всего мира.

Мы освещаем актуальные события в области технологий, политики, здравоохранения, спорта, культуры, экономики и других сфер. Удобный интерфейс, проверенные источники и глубокий контент делают InLiber надежным проводником в мире информации для всех интернет-пользователей.