Легенда цирка: история жизни и трагической гибели первой советской клоунессы
Ирина Асмус, известная как Ириска, стала первой советской клоунессой, покорившей сердца миллионов. Эта история о ее творческом пути, личных испытаниях и трагической гибели на арене цирка, вдохновляет и заставляет задуматься о цене славы и материнской любви.
Ирина Асмус, прославленная под сценическим именем Ириска, стала первой в Советском Союзе клоунессой, которую обожали как дети, так и взрослые. Она несла радость и свет, несмотря на то, что сама переживала нелегкие времена.
«Если меня зовут Ириской,
Не значит, что мечтаю о легкой жизни.
Моя цель — выйти на арену и подарить людям счастье!»
Ириску знали и любили все без исключения. В 70-е годы дети с восторгом ждали начало передачи «АБВГДейка», где она вместе с другими клоунами учила и развлекала маленьких зрителей. Ее яркие номера собирали полные залы, тысячи семей стремились увидеть уникальное выступление первой советской клоунессы.
Она была не только любимицей публики, но и примером для подражания, ее слушались с уважением и любовью.
Однажды, находясь на гастролях, Ирина выглянула из окна гостиницы и увидела толпу школьников, ждущих ее. С улыбкой и строгостью она позвала их к порядку, а спустя несколько часов эти же дети уже стояли в очереди с дневниками для проверки. Такая была сила ее харизмы и авторитета.
В 1985 году поклонникам «АБВГДейки» сообщили, что Ириска выросла и ушла. А через несколько месяцев трагически оборвалась ее жизнь — она погибла, упав с высоты 12 метров во время циркового номера.
Начало пути
Ирина Павловна Асмус родилась 28 апреля 1941 года в Ленинграде, в тяжелое военное время. Несмотря на сложности, родители поддерживали мечты дочери стать артисткой. Детство было полным перемен и испытаний, но Ирина проявляла талант и к драме, и к музыке, и к цирковому искусству.
Талантливый человек талантлив во всем — это про Ирину.
Сначала она поступила в хореографическое училище Большого театра, но из-за невысокого роста ей предсказали отсутствие больших ролей. Тогда Асмус выбрала цирковое училище, где на вступительных экзаменах очаровала всех зажигательным танцем и песней.

За годы учебы она освоила акробатику, эквилибристику и другие цирковые дисциплины. После выпуска в 1960 году начала выступать в паре с Леонидом Костюком, показывая сложные трюки на першах — длинных шестах, взбираясь под купол цирка.

Однако серьезная травма головы после падения заставила Ирину отказаться от эквилибристики. Она переключилась на драматическое искусство и поступила в студию при ленинградском ТЮЗе, где начала новую главу своей жизни.
Отказ от работы на высоте стал поворотным моментом, открывшим новые горизонты.
В ТЮЗе Ирина познакомилась с актером Александром Хочинским, за которого вскоре вышла замуж. Однако брак оказался недолгим из-за сложностей и, по некоторым данным, из-за романа Ирины во время отсутствия мужа. Второй муж артистки оставался загадкой — о нем мало что известно, но ходили слухи, что именно он был инспектором цирка и поставил Ирине роковой номер.

Творческий рост и признание
В ТЮЗе Ирине дали амплуа травести — роли детей, но ей быстро стало тесно в этих рамках. Она перешла в театр Комиссаржевской, где раскрылась как драматическая актриса, певица и танцовщица. Главные роли в спектаклях и приглашения в кино сделали ее звездой Ленинграда.
В постановке «Время любить» Ирина проявила весь свой многообразный талант.
Она сыграла Джульетту, Золушку, Елизавету и других героинь, став любимицей прессы и публики.

Личная жизнь и любовь
В 27 лет Ирина вышла замуж в третий раз за артиста Михаила Сычева. Их знакомство было необычным: Михаил по ошибке набрал ее номер, и так начался их роман по телефону. Вскоре они встретились и поняли, что созданы друг для друга. Михаил стал настоящим отцом для сына Ирины Андрея, которого она родила от второго брака.
С того момента семья стала для Ирины опорой и источником вдохновения.
Михаил в интервью вспоминал, как сильно полюбил Андрея и как тяжело переживал утрату Ирины.

Возвращение в цирк
Несмотря на успех в театре и кино, Ирина не могла забыть цирк. В школьные каникулы она выступала в цирке, играя любимых персонажей — от пионера Вольки до шаловливой старушки Шапокляк. Именно тогда драматург Александр Володин окрестил ее «Ириской», прозвище, которое стало ее сценическим именем.
Этот яркий псевдоним прочно закрепился за ней и стал символом ее циркового образа.
Известный канатоходец Владимир Волжанский предложил Ирине стать первой в стране клоунессой, несмотря на то, что традиционно в этом жанре выступали только мужчины. Сценарий для ее программы написал Сергей Дитятев, благодаря чему номера Ириски были не только смешными, но и трогательными, наполненными жизненной мудростью.
Преодоление стереотипов сделало Ириску настоящей пионеркой в мире циркового искусства.
Феномен «АБВГДейки»
Популярность Ирины взлетела до небес с выходом передачи «АБВГДейка» в 70-х годах. Там она вместе с Клепой обучала детей алфавиту, цифрам и основам жизни в игровой и увлекательной форме. Съемки часто совпадали с гастролями, и артистка мчалась между городами, не снимая грима.
Передача стала любимой у миллионов, а на адрес Ириски приходило около двух миллионов писем — рекорд для того времени. Множество детей мечтали стать клоунессами, как она.

Однако за экранной улыбкой скрывалась личная драма. В 1985 году Ириску заменили на более молодую артистку, а сама Ирина продолжила работать в театре. В 1986 году она собиралась уйти на пенсию, чтобы посвятить время сыну, который боролся с наркотической зависимостью.
Семейные трудности оставались невидимыми для публики, но глубоко ранили актрису.
Михаил рассказывал, как Андрей начал употреблять наркотики, как это разрушило их семью и как Ирина надеялась победить болезнь сына.
Трагический финал
Ирина решилась вернуться к одному из самых опасных номеров — «Старушка на абажуре», чтобы обеспечить себе и сыну средства на лечение. Этот трюк требовал высочайшего мастерства и нес огромную опасность.
За исполнение таких номеров артистам полагалась повышенная пенсия, что было важно для Ирины в сложной ситуации.
В марте 1986 года она отправилась на гастроли в Гомель, где планировала навестить сына. За несколько дней до выступления Ирина была сильно взволнована и плакала, прощаясь с сыном.
15 марта в переполненном цирке она поднялась на 12-метровую высоту, исполняя сложнейший трюк. В какой-то момент страховка была отстегнута, и Асмус сорвалась вниз. Зрители не успели понять, что произошло, а врачи констатировали мгновенную смерть от многочисленных травм.
Михаил сожалел, что не смог отговорить Ирину от этого номера и помочь сыну справиться с зависимостью. По его мнению, именно желание помочь сыну и страх за будущее подтолкнули Ириску на роковой шаг.
Память о первой советской клоунессе живет в сердцах миллионов, а ее история — напоминание о хрупкости жизни и силе материнской любви.
Ознакомьтесь с последними новостями и актуальными событиями в категории Реальная жизнь на дату 12-05-2024. Статья под заголовком "Легенда цирка: история жизни и трагической гибели первой советской клоунессы" предоставляет наиболее релевантную и достоверную информацию в области Реальная жизнь. Каждая новость тщательно проанализирована, чтобы дать ценную информацию нашим читателям.
Информация в статье " Легенда цирка: история жизни и трагической гибели первой советской клоунессы " поможет вам принимать более обоснованные решения в категории Реальная жизнь. Наши новости регулярно обновляются и соответствуют журналистским стандартам.


